Как сегментация сократит ваши расходы и преумножит прибыль?
Начинающие предприниматели с пылу жару запускают рекламу в социальных сетях, проводят акции, устраивают конкурсы, иногда даже демпингуют цены – и все это без четкого представления своей аудитории. Такими способами пользуются все, поэтому они считают, что не смысла изучать ЦА и делить ее на какие-либо части.
Действительно, перечисленные выше методы являются универсальными и активно применяются в бизнесе, но по отношению к разным людям. Чтобы продать какой-либо продукт, нужно для начала изучить своего потребителя, понять его потребности – и только после этого переходить к маркетингу.
Сегментация – это процедура деления потребительской баз на части (сегменты) по различным признакам: пол, возраст, профессия и т.д.
Существует несколько способов сегментации клиентской базы. Кто-то для этого процесса использует несколько универсальных критериев, а кто-то предпочитает более детальный подход.
Известный бренд одежды H&M включает в анализ аудитории даты рождения своих потенциальных клиентов. В заветный день именинник получает на почту поздравительное письмо с пожеланиями и приятной скидкой в качестве подарка. Согласитесь, подобный подход если и не приведет к покупке, то в любом случае сформирует положительное впечатление о компании, которое в следующий раз обязательно принесет пользу.
Выше сказанное резюмируем в следующих преимуществах сегментации.
- Попадание в цель!
Детальный анализ аудитории позволяет выявить лояльных клиентов. На основе их предпочтений выстраивается маркетинговая стратегия, которая попадает прямо в цель, а не выстреливает в воздух. Вы понимаете, какие маркетинговые инструменты работают на вас, а какие попусту расходуют бюджет.
- У вас проблема – у нас решение
Помимо деления потребительской базы вы получаете структурированный набор проблем. У каждого сегмента свои потребности. Если предлагаемый продукт позволяет их удовлетворить, клиент его купит.
- Ценовая политика
Среди потребителей всегда есть та часть людей, которая готова заплатить больше за преимущества продукта или услуги. Определив их, появляется возможность корректно сформулировать принципы ценообразования
- Влияние
Повлиять на весь рынок сразу невозможно (если только речь не идет о монополиях), а вот менять его точечно вполне вероятно.
Начинающая туристическая фирма весь рекламный бюджет вкладывала в развитие SMM, но не получала от этого значительной прибыли. После анализа рынка положение дел изменилось в лучшую сторону. Менеджеры стали предлагать клиентам тот отдых, который был им необходим и который они могли себе позволить. Студентам рассказывали об активных турах, пенсионерам – об оздоровительных санаториях, семейным парам с детьми – об отелях с развлекательными программами для детей.
Как уже упоминалось ранее сегментировать базу клиентов можно на основе разных признаков. Традиционно выделяют 3 основных.
- География
- Населенный пункт и его разновидность.
- Плотность населения.
- Климат.
- Демография
- Пол.
- Возраст.
- Семейное положение.
- Уровень дохода.
- Тип занятости.
- Религиозные взгляды.
- Национальность.
- Интересы и мнение аудитории
- Выгоды для потребителя.
- Уровень лояльности к компании.
- Причины покупки.
- Регулярность потребления.
- Способы оплаты.
В зависимости от рода деятельности детальнее всех рассматривается один из них. Например, для салонов красоты особую роль играет демографический признак, а для небольших магазинов у дома базовым будет географический критерий.
В следующей статье мы расскажем более подробно о том, как именно происходит процесс сегментации и какие методики при этом используются.
Желаем вам успехов, ваши Nurkassa!