Причины кассового разрыва
Представим себе успешную компанию, которая активно вкладывает средства в свое развитие. Она закупает улучшенное оборудование, нанимает специалистов и внедряет новые технологии. Все расходы рассчитываются на месяц вперед, поэтому компания не попадала в неприятные ситуации, пока пара ее клиентов не оплатила счета. И вот месяц подходит к концу, а значит, близится выплата заработной платы сотрудникам, а денег на это нет. Такую ситуацию принято называть кассовым разрывом, и случиться она может, как с небольшими, так и с крупными организациями.
Основные причины кассового разрыва
- Неверное распределение бюджета
Возникает при ошибках, допущенных при расчете прибыли и трат, когда нет структурированного графика всех платежей. В результате чего даты получения доходов на бумаге отличаются от фактических дат приема платежей.
- Преждевременный закуп товара
Компания потратила значительную сумму на приобретение продукта, а спрос на него еще не сформировался на рынке. В результате деньги потрачены, а прибыль не получена. Предотвратить такую ситуацию сможет ProSklad. С его помощью вы всегда будете знать, какой товар пользуется наибольшей популярностью среди ваших клиентов, сколько его осталось на складе и какое его количество необходимо докупить.
- Неподготовленность к сезону
Сезонный бизнес должен всегда заранее подготавливаться к периоду «затишья».
- Оценка денежного потока по остаткам
Часто начинающие ИП оценивают материальное состояние своего дела по полученной выручке и по остаткам на счете. Расходы при этом не принимаются во внимание, но с течением времени могут громко заявить о себе, когда неожиданно превысят доходы.
- Работа в отсрочку
Предоставлять клиентам товары или услуги с отсрочкой платежа – такую роскошь могут позволить себе только большие торговые сети или госкорпорации, потому что находятся в зависимости от мудреной бюрократической системы, которая замедляет оплату платежа. Для МСБ такие клиенты не выгодны, так как сотрудничество с ними может привести к кассовому разрыву.
- Резервный фонд
Резервный фонд – это подушка безопасности, которая спасет всю компанию в критической ситуации. Вне зависимости от сферы деятельности и размеров организации фонд должен стать обязательной составляющей бизнеса.
- Внешние факторы
В любом деле всегда есть риски, которые невозможно предсказать и которые, к сожалению, от нас не зависят. Они могут быть экономического (санкции, кризис и проч.), политического (война, смена власти и проч.) и экологического (землетрясение, наводнение, пожары и проч.) типа. Возместить убытки, полученные в результате их возникновения, поможет резервный фонд.
Как рассчитать кассовый разрыв?
Формула кассового разрыва достаточно проста:
ДСНП + ПП – РДС = ОДС
Ее можно вписать электронные таблицы и с определенной регулярностью проверять положение денежных дел своего бизнеса.
ДСНП – остаток денежных средств на начало периода (день, неделя, месяц, квартал).
ПП – внесение средств в течение выбранного периода.
РДС – все расходы за выбранный период.
ОДС – остаток средств.
Как предотвратить кассовый разрыв?
Безусловно, уникального способа предотвращения разницы в кассе не существует, так как многое зависит от деталей. Тем не менее, есть ряд советов, которые могут быть полезными для представителей любого типа бизнеса.
- Баланс бюджета = баланс компании
Составьте план денежных средств, которые вы потратите на погашение расходов, и синхронизируйте его с планом доходов. Так вы сможете создать баланс денежного потока.
- Генерация платежного календаря
Даты всех платежей должны быть у вас под рукой, чтобы обеспечить контроль над ситуацией.
- Выставить условия для очередности платежей.
- Регулярно пополнять резервный фонд.
- Следить за событиями внешнего мира, которые даже косвенно могут повлиять на ваш бизнес.
Желаем успехов, ваши Nurkassa!