Национальная система слежения з товарами как способ борьбы с теневой экономикой

прослеживаемость для бизнеса в кз
Система прослеживаемости товаров - очередной шаг в реформах оборота товаров и отчетности в Казахстане. Узнайте об изменениях для Вашего бизнеса!

В начале текущего года в силу вступили изменения касательно работы контрольно-кассовых машин (ККМ). С целью борьбы с теневой экономикой предпринимателей обязали использовать ККМ, имеющие опцию онлайн-отправки данных о совершенных операциях. К оснащению данной категории относится Nurkassa. Пройдя по ссылке, вы можете получить более подробную информацию о ней.

Отсутствие касс данного типа влечет к штрафным санкциям относительно предпринимателя. По состоянию на ноябрь 2020 года реализация данной меры привлекла 32.7 миллиарда тенге дополнительных поступлений. Это несмотря на то, что в текущем году бизнес столкнулся с мировым экономическим кризисом и негативными последствиями пандемии коронавирусной инфекции.

Борьба с теневой экономикой была обозначена важным направлением деятельности Правительства РК и министерств в Послании Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года. Для продвижения данного вектора и для увеличения уровня удовлетворённости населения качеством приобретаемых товаров и повышения объема обеспечения дополнительных поступлений в казну было инициировано открытие системы прослеживаемости товаров и системы маркировки на основании реализуемой цифровизации налогообложения и таможенных операций.

Республика Казахстан, будучи активным участником ЕАЭС, с целью поддержки интеграции реализовывает ряд пилотных проектов по цифровой маркировке и системе прослеживаемости товаров (таких как молочные продукты, лекарственные препараты, обувь, алкогольные напитки). С 2019 года в обязательном порядке маркируются меховые изделия, а с 1 октября текущего года – табачная продукция.

Национальная система прослеживаемости товаров: цели и задачи

Основной целью внедрения является создание необходимых условий для абсолютно прозрачного перемещения различных товарных категорий в пределах РК, от момента изготовления или ввоза до стадии реализации. За время функционирования созданной системы в государственный бюджет поступило 132 миллиарда тенге в виде дополнительных поступлений. До 2025 года планируется привлечь в гос.бюджет 2.6 триллионов тенге в виде дополнительных поступлений.

Для обеспечения данного процесса с технической стороны создана специализированная Информационная система (ИС) с одноименным названием, единым оператором и разработчиком ИС выступает АО «Казахтелеком». 

Реализация цифровой прослеживаемости товара и его маркировки дает возможность защитить потребителей от продукции низкого качества или продуктов/изделий, ввезенных контрабандой. В итоге это должно способствовать повышению конкурентоспособности каждого отдельного производителя в частности и всех производителей ЕАЭС в целом, сохранению и улучшению здоровья населения.

Реализация

Инициатива будет реализована посредством организации Национальной системы, включающей в себя совокупность ИС. Первая стадия цепи ИС - «Астана-1».

Для облегчения процедур получения сертификатов, предварительных решений по классификации и различного рода разрешений - для субъектов бизнеса, которые участвуют во внешней экономической деятельности, был создан и запущен порта «Единого окна», специализирующийся на операциях экспорта и импорта.

После этого реализуется этап физической маркировки с использованием ИС «Маркировка». Для документального оформления используется отдельная ИС, в которой плательщики НДС получают счета-фактуры.

Заключительное звено в системе – использование ККМ с опцией онлайн отправки данных, то есть веб касс по типу Nurkassa. Данные ККМ фиксируют все данные о получаемой выручки и затем отправляют их на сервер госорганов, подчиняющихся Комитету государственных доходов РК.

Ожидаемые положительные эффекты

Внедрение инициативы способствует развитию без барьерной взаимной торговли между странами-участницами союза. Однако эффект возможен только при признании контрольно-измерительных знаков внутри объединения. В результате те производители, которые не будут иметь соответствующей маркировки, не смогут реализовывать свою продукцию на территории стран-участниц ЕАЭС и других зарубежных государств. Данное ограничение должно стимулировать бизнес наносить маркировку, а также регулярно повышать качество производящихся и реализуемых товаров.

Внедрение системы также дает возможность:

  1. Улучшить условия деятельности для субъектов, которые являются законопослушными плательщиками налогов.
  2. Повысить производственные объемы и объемы торговли данных субъектов рынка.
  3. Сократить теневой оборот.

Если говорить о пользе не только для бизнеса, то для государства данные меры ведут к сокращению нелегального товарооборота на территории РК, увеличению объема поступлений в гос.бюджет, совершенствования реализуемого гос. контроля. Для потребителей реализация мер приведет к повышению эффекта общественного контроля, более результативной защиты потребительских прав, защиты жизни и здоровья населения.

Перспективы

Работа по развитию системы прослеживаемости товаров будет продолжена, на данный момент это одна из ключевых задач Минфина. Перед АО «Казахтелеком» стоит задача по обеспечению бесперебойного качественного функционирования созданных ранее ИС и созданных специализированных мобильных приложений. Помимо этого, АО «Казахтелеком» продолжит работу в двух направлениях: по техническому сопровождению систем и приложений, а также по повышению качества мобильного интернета во всех регионах страны.

 

На данный момент, обязательной маркировке подлежат только табакосодержащие сигареты с фильтрами . С апреля следующего года требование обязательной маркировки будет распространяться на остальные изделия, относящиеся к категории табачных. В последующем новые правила будут распространены и на другие категории. Более подробную информацию по маркировке Вы можете узнать на нашей странице https://markirovka.prosklad.kz/

 

Таким образом, внедрение системы является важным этапом и шагом в товарообороте и совершенствовании отчетности на в РК. Сейчас трудно делать анализ и прогнозировать результаты данной реформы. Однако очевидно, что субъекты бизнеса уже сейчас должны к ней готовиться и учитывать принятые законодательные акты при планировании своей деятельности.

Есть вопросы?

Популярные статьи

Введите ваши данные

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности