Жизненный цикл компании: как им управлять?

Согласно теории менеджмента любой бизнес предсказуем. Каждая компания проходит через одинаковые этапы роста с определенным количеством вариантов дальнейшего развития событий. А вы знаете, на каком этапе находится ваш бизнес?

У классической теории жизненного цикла бизнеса есть несколько вариаций. Каждый из авторов по-своему смотрит на периоды роста компании и дает им разные названия, исходя из занимаемой позиции. Однако, все они сходятся на мнении, что цикл состоит из 5 этапов.

1 этап

Основание

Только сформировавшаяся компания делает первые шаги в своей сфере. У нее централизованная власть в виде одного учредителя (реже двух-трех) и примитивная внутренняя структура. Из-за отсутствия сформулированного штата сотрудники часто выполняют несколько функций.

На этом этапе могут вноситься значительные корректировки в изначальный план, набирается база лояльных клиентов и определяются основные компетенции компании.

С увеличением прибыли усложняются внутренние коммуникации. Появляется необходимость в привлечении новых кадров и формировании отделов.

2 этап

Рост

Получив достаточный опыт и укоренив свои позиции, новой целью индивидуального предпринимателя становится захват новых сегментов рынка. Для ее достижения внедряются новые технологии, применяется более широкий арсенал инструментов.

Руководитель уже не может заниматься своими прежними обязанностями и приступает к стратегическому планированию. Зачастую это дается не так легко, как кажется. Психоэмоциональная установка «Никто не сделает лучше меня» и другие факторы могут помешать ему в распределении своего функционала между сотрудниками. С течением времени это отрицательно отразится на продажах и рост компании сменится на ее падение.

3 этап

Зрелость

С упрочнением желаемого уровня продаж рост компании замедляется. Основной упор делается на создание четкой системы работы сотрудников. Здесь уже нет места для риска. Решения принимаются взвешенно и письменно согласуются с руководством. Увеличивается бюрократическая сторона и усиливается контроль над основополагающими процессами.

Пока продажи будут находиться на удовлетворяющем уровне, инновационные решения сменятся на те, которые будут поддерживать товар или услугу. На какое-то время этот баланс удастся сохранить. Однако, отсутствие роста снизить количество инвестиций, что приведет к спаду.

4 этап

Упадок

Доходы с продажами продолжают падать. Вместе с ними снижается и конкурентоспособность. Привычка придерживаться проверенным способам решения проблем и отказ от перемен приводит отрицательным последствиям. Компания вынуждена снизить затраты и перейти на экономию. Это будет продолжаться до тех пор, пока бизнес не придется закрыть. Однако, закрытие – это лишь один из вариантов. Второй заключается в переходе на другую стадию.

5 этап

Возрождение

Реанимировать бизнес могут инновации и обновленный состав правления. Острая потребность в быстром принятии решений приводит к снижению бюрократии.

Чтобы вернуть предприятию (ИП или ТОО) былое величие, большее внимание уделяется модернизации старого продукта и изготовлению нового. При возможности имеющиеся средства инвестируются в инновации. При правильном распределении сил и быстрому реагированию на внешние факторы предпринятые меры повысят конкурентную способность, что приведет к возрождению бизнеса.

Подобный сценарий подходит для всех компаний, но это не означает, что последовательность период остается неизменной. Некоторые ИП приходят к упадку почти сразу после открытия, другие – после быстрого взлета надолго застревают на периоде зрелости. Подобных вариаций может быть несколько и только от вас зависит, по какому сценарию будет развиваться ваше собственное дело.

Желаем вам успехов и процветания, ваши Nurkassa!

Есть вопросы?

Популярные статьи

Введите ваши данные

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности